Выберите первую букву интересующей вас страны:
А   Б   В   Г   Д   Е   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Э   Ю   Я


Иран / История Ирана



Историю Ирана часто делят на два периода: домусульманский и мусульманский. Исламизация иранского общества привела к фундаментальным изменениям его культурной, социальной и политической структуры. Однако и после принятия ислама прежние духовные ценности отнюдь не исчезли. Более того, они оказали сильное влияние на нарождавшуюся в стране новую культуру, которую некоторые ученые называют иранским исламом. В современном Иране сохраняются многие домусульманские традиции и обряды. На протяжении 16 веков после арабо-исламского завоевания неоднократно предпринимались попытки возродить древние традиции. Последняя из таких попыток была предпринята в правление династии Пехлеви.

Мидяне и персы. Историю иранской государственности принято начинать с Кира II, основателя династии Ахеменидов (550–330 до н.э.), который первым объединил два крупнейших индо-иранских племенных союза – мидян и персов. Еще ранее, до возникновения персидского государства, мидяне, чьей столицей была Экбатана, расположенная в окрестностях современного Хамадана, достигли высокого уровня политической организации, бросив вызов ассирийцам и в 612 до н.э. захватив столицу Древней Ассирии Ниневию.

Расширение Персидского царства началось при Кире II, который, согласно легенде, пересказанной греческим историком Ксенофонтом, был также внуком царя Мидии по материнской линии, и продолжилось при его преемниках, особенно при Дарии I. В период наивысшего могущества государства его границы простирались до Малой Азии, Центральной Азии, Египта и долины Инда. К важнейшим историческим и археологическим памятникам эпохи Ахеменидов принадлежат развалины их столицы Персеполя, или, как его называют иранцы, Техте-Джемшида; гробница Кира II в Пасаргадах и высеченная на скале Бехистунская надпись Дария I. Персеполь был сожжен Александром Македонским после покорения им Ирана, что положило конец государству Ахеменидов.

Ряд историков полагает, что древнеперсидский пророк Заратуштра жил и проповедовал в начальные годы правления династии Ахеменидов. Сильное влияние на Ахеменидов, широко использовавших таланты покоренных народов, оказала высокоразвитая культура Месопотамии. При этом Ахемениды внесли и собственный значительный вклад в развитие цивилизации обширного региона, простиравшегося от Индии до Египта. Ахемениды первыми разработали концепцию всемирного правительства и мирового государства. Письменные свидетельства эпохи Ахеменидов практически не сохранились, поскольку Александр Македонский приказал перевести все иранские произведения на греческий и коптский языки и уничтожить оригиналы, в том числе Авесту, священную книгу зороастрийцев.

Эллинистический и парфянский периоды. После гибели государства Ахеменидов в 330 до н.э. и до создания государства Сасанидов (Новоперсидское царство) в 224 н.э. страна переживала состояние упадка, а ее культура деградировала.

Начиная со времени завоеваний Александра Македонского и до образования Парфянского царства (248 до н.э.) Иран находился под властью греческой династии Селевкидов и входил в состав одноименного государства. В то время греческий язык и культура распространились по всему Ирану и проникли в высшие слои иранского общества. Переселенцы из Эллады, в свою очередь, испытали влияние иранской культуры, хотя это происходило только в тех областях, где не было крупных и самодостаточных общин греков. Автохтонная культура в наиболее чистом виде сохранилась на юге в провинции Парса, сердце государства Ахеменидов.

После греков власть над Ираном перешла к парфянам, и страна вошла в состав Парфянского царства. Парфянские цари принадлежали к династии Аршакидов, объявивших себя потомками Ахеменидов. Несомненно, Аршакиды находились под сильным влиянием греческой культуры. В то же время Аршакиды способствовали освобождению Ирана от власти греков и защитили страну от набегов кочевников с востока и вторжения римлян.

С Аршакидами связывают создание иранского народного эпоса и множества героических сюжетов и персонажей, например Рустема, который считается иранским аналогом Геракла. В мусульманскую эпоху персидский поэт Фирдоуси отразил эти легенды в своей поэме Шахнаме (Книга о царях). Тем не менее среди иранцев Аршакиды не пользуются таким уважением и любовью, как Ахемениды и Сасаниды; даже Фирдоуси отзывался о них с пренебрежением.

В политическом плане в парфянский период произошло укрепление феодализма, что привело к ослаблению державы и, в конце концов, к военным поражениям и приходу к власти Сасанидов.

Государство Сасанидов. Полнее всего древнеиранская культура сохранилась в провинции Парса. При Аршакидах, когда Парсой управляли различные мелкие князья, произошло усиление ее феодальной раздробленности. В одном из княжеств, Стахре (Истахре), правил дом Безренджи. Жрецом в храме Анахиты в Стахре служил Сасан, представитель знатного рода, женатый на княжне из дома Безренджи. Ему наследовал сын Папак, использовавший свое положение для возвышения своего сына Ардашира, который и стал основателем династии Сасанидов. Это произошло между 224 и 226 н.э., после того как был разгромлен последний парфянский царь Артабан V. По-видимому, Ардаширу I удалось восстановить древние границы Ирана, но реальное расширение державы началось при его прямом наследнике Шапуре I, когда рубежи государства продвинулись до западных районов Китая и включали также Закавказье и Пенджаб. Шапур I боролся с римлянами, и ему даже удалось пленить римского императора Валериана. С тех пор Сасаниды вели постоянные войны с Римом, а потом и с Византией.

При Сасанидах в Иране получили развитие города и укрепилась центральная власть. Тогда же появилась официальная религия – зороастризм, утвердилась четырехступенчатая система административного деления, стратификация общества на четыре сословия. В эпоху Сасанидов в Иран проникло христианство, против которого, однако, выступило зороастрийское жречество, и появились такие оппозиционные религиозные движения, как манихейство и маздакизм.

Самым известным шахом династии Сасанидов был Хосров I Ануширван (букв. «с бессмертной душой»; годы правления 531–579), чья слава сохранялась на протяжении многих веков после падения государства Сасанидов. Хосров I был великим реформатором и проявлял большой интерес к науке и философии, причем в такой степени, что многие древние неиранские источники сравнивали его с платоновским «царем-философом».

Непрерывные войны с Римом посеяли семена последующего упадка Сасанидов. Первая крупная битва была проиграна арабам в 641. Со смертью Йездегерда III, последнего из Сасанидов, закончился первый этап истории Ирана.

Первая крупная битва была проиграна арабам при Кадиссии в 637. С гибелью в Хорасане в 651 Йездегерда III, последнего из Сасанидов, закончился доисламский период истории Ирана.

Местные династии и персидское возрождение. По мере расширения Арабского халифата контроль центра (Дамаска при Омейядах и Багдада при Аббасидах) над провинциями ослабевал, что способствовало появлению местных династий в Иране. Первая такая династия – Тахиридов – правила в Хорасане между 821 и 873. Ее сменили Саффариды, которые во второй половине 9 в. господствовали на территории Хорасана, Герата и южного Ирана. В конце 9 в. трон захватили Саманиды, причислявшие себя к потомкам парфянского военачальника Бахрама Чубина. Эта династия удерживала престол более полувека, распространив свою власть от восточных окраин Иранского нагорья почти до хребта Загрос и Аральского моря. При Наср ибн Ахмеде в государстве с центром в Бухаре жил и творил такой известный поэт, как Рудаки.

Все эти династии приходили к власти одним и тем же путем: их основатели были вассалами или наместниками, захватывавшими престол в результате вооруженного мятежа против своих сюзеренов. Позднее на территории Ирана сосуществовали еще два правящих рода. Зийариды во второй половине 10 в.

контролировали побережье Каспийского моря и прославились как покровители литературы и искусства. Наиболее известен Унсур аль-Маали (Кей Кавус), автор книги Кабус-наме – собрания нравоучительных притч. Надгробный памятник его деду Кабусу ибн Вашмгиру, арабоязычному писателю, выполненный в виде 49-метровой кирпичной колонны, возведен в 1007 и до сих пор сохранился на юго-восточном побережье Каспийского моря. Во время правления Зийаридов прославились Абу Али ибн Сина (Авиценна), философ, врач, музыкант, и один из основоположников современной персидской литературы Дакики.

В центральном Иране в 10 в. правили монархи династии Буидов. Они завоевали Хамадан, Рей, Исфахан, Керман, Хузистан, Фарс и Багдад, хотя продолжали признавать духовную власть халифа Аббасидов. Буиды, которые были шиитами, первыми ввели обычай отмечать трауром память третьего шиитского имама Хусейна ибн Али, убитого в 680 н.э.

Династии Газневидов и Сельджукидов. В 8 в. на Иранское нагорье проникали кочевые тюркские племена. После перехода к оседлому образу жизни они подпадали под влияние ирано-исламской культуры, а царские дворы создавали по образцу Сасанидов. Один из племенных вождей, Алп-Тегин, служивший Саманидам, в 962 стал властителем государства со столицей Газни и основал династию Газневидов, которая правила на протяжении более 100 лет. Махмуд Газневи (998–1030), одержал множество военных побед в Индии и собрал богатые трофеи. Под его неусыпным контролем находилась обширная территория от Индии до Месопотамии. При дворе Газневидов собрался круг поэтов и ученых, в числе которых был Фирдоуси – творец известного иранского эпоса Шахнаме (Книга о царях).

Махмуд поселил в Хорасане сильное племя тюрок-огузов, которое впоследствии подняло восстание и погубило державу Газневидов. Вождь огузов Тогрул-бек Сельджук двинулся на запад, занял Багдад и получил из рук халифа султанский титул, после чего объявил столицей Рей и положил начало династии Сельджукидов. Последние стали правоверными мусульманами и подчинили себе местных наследственных правителей, однако в течение многих лет были вынуждены вести бесконечные войны для сохранения и упрочения своего главенствующего положения. Двумя наиболее известными монархами из этой династии были Алп-Арслан (годы правления 1063–1072) и Мелик-шах (годы правления 1072–1092). В качестве визиря (главного министра) при них служил Низам аль-Мульк, автор бессмертного трактата Книга о правлении. При Сельджукидах расцвела архитектура, были возведены сотни мечетей, медресе, дворцов и общественных зданий. В это время жили и творили Омар Хайям, Мухаммед Газали, Фарид-ад-дин Аттар. Будучи ортодоксальными суннитами, султаны осуществляли репрессии против шиитов, а также против последователей Хасана ибн Саббаха, известных как «ассасины».

В то же время царствование Сельджукидов сопровождалось постоянными восстаниями в провинциях и вторжениями других тюркских племен, продвигавшихся на запад. В конце первой четверти 12 в. государство, созданное Тогрул-беком, начало распадаться. На крайнем северо-востоке отделились наместники Хорезма, основавшие династию Хорезмшахов. Позднее одна из ветвей династии Сельджукидов стала самостоятельно править в Кермане, на юго-востоке Ирана.

Монгольское господство. В 1219 войско Чингисхана овладело Хорезмом и двинулось на запад, захватив и разграбив Бухару, Самарканд, Балх, Мерв и Нишапур. В 1256 внук великого завоевателя Хулагу-хан вторгся в Иран, а в 1258 осадил и взял приступом Багдад, уничтожив таким образом Аббасидский халифат. Вернувшись в северо-западный Иран, он принял титул ильхана и положил начало династии Хулагуидов. Все предыдущие волны монгольского нашествия сопровождались уничтожением сотен тысяч жителей, разрушением многих прославленных городов и жизненно важных ирригационных систем. Подпав под влияние своего нового окружения, Хулагу-хан и его преемники приняли религию, образ жизни и культуру Ирана. Правнук основателя династии Махмуд Газан-хан (годы правления 1295–1304) избрал местом своей ставки Тебриз. Его брат и преемник Ольджайту Мухаммад Ходабенде построил новую столицу Сольтание. Позиции монголов слабели по мере активизации центробежных сил. В районах к западу от Кермана власть захватили Мозаффериды (Музаффариды), а после смерти ильхана Абу Саида в 1335 и вплоть до конца столетия велась непрерывная борьба между несколькими мелкими династиями и феодальными правителями. При ильханах процветали литература, астрономия и медицина. В это время творили писатель и мыслитель Саади из Шираза и поэт-суфий Джалаледдин Руми.

В результате длительных войн Тимуру (Тамерлану) между 1380 и 1395 удалось захватить всю территорию Иранского нагорья и покорить земли, прилегающие к Средиземному морю. Его потомкам, среди которых были Шахрух, Улугбек и Султан-Хусейн, удалось сохранить государство Тимуридов приблизительно до 1506, когда оно подпало под власть узбекской династии Шейбанидов. Основными центрами культуры в 14–15 вв. были Самарканд и Герат. Получила известность гератская школа миниатюры, сложившаяся вокруг Камаледдина Бехзада. В Герате творил Абдуррахман Джами, а в Ширазе – Шамседдин Хафиз.

Династия Сефевидов. На протяжении всего 15 в. в северо-западном Иране правили боровшиеся между собой роды тюрок-огузов из племен кара-коюнлу («черные бараны») и ак-коюнлу («белые бараны»). В 1502 Исмаил I, потомок шейха Сефи ад-дина Исхака из Ардебиля, жившего в период правления ильханов и основавшего орден Сефевие, сплотил вокруг себя семь тюркских племен и сверг династию из племени ак-коюнлу. Приняв титул шаха, Исмаил стал первым монархом из азербайджанской династии Сефевидов. При его преемниках Иран в последний раз пережил период возрождения военного могущества, экономического процветания и национального единства. Однако Сефевиды, несмотря на свои иранские корни, были в целом сильно тюркизированы и ничего не сделали для сохранения древнеиранских традиций. Второй шах из династии Сефевидов Тахмасп I (годы правления 1524–1576) потерпел ряд поражений от османских войск и перенес столицу из Тебриза в Казвин, подальше от арены боевых действий.

Шах Аббас I (Великий). В 1587 на трон взошел Аббас I. Во время его правления (до его кончины в 1629) государство Сефевидов было могущественным и процветающим. На востоке узбеки были изгнаны из Хорасана. На западе были разбиты османы, вновь подчинены Азербайджан, Армения и Грузия. В 1636 Османская империя и Иран заключили договор, определявший границу, которая оставалась неизменной вплоть до 19 в.

В 1598 шах Аббас I перевел свой двор в Исфахан и приступил к строительству столицы. Создание регулярной наемной армии гарантировало внутреннюю безопасность, а набожность монарха привела к тому, что многие высшие государственные посты были заняты мусульманскими священнослужителями. Принимая решительные меры для упрочения своего положения, Аббас I уничтожил потенциальных соперников из собственного окружения. В результате его преемники – шахи Сефи I, Аббас II и Сулейман – оказались неспособными закрепить достигнутые ранее успехи. В период правления шаха Султана Хусейна (1694–1722) афганские племена гильзаев и абдали подняли восстание и провозгласили независимость Кандагара и Герата, после чего двинулись на запад и осадили и захватили Исфахан. В 1722 Султан Хусейн признал их вождя эмира Махмуда Хотаки правителем, но ни тому, ни его преемнику Ашрафу не удалось сохранить целостность страны. Вскоре турки захватили северо-западный Иран, а Россия при Петре I – побережье Каспийского моря.

Надир-шах. В защиту свергнутых Сефевидов выступил Надир-кули, представитель туркменского племени афшаров из Хорасана, возглавивший борьбу против афганских захватчиков. В 1726 ему удалось изгнать их из главного города Хоросана – Мешхеда. В 1730–1736 Надир-кули провел успешные военные операции притив турок, стремившихся покорить Иран, а в 1736 узурпировал царскую власть под именем Надир-шаха и основал династию Афшаров. Надир-шах совершил поход в Индию, захватив сокровища Дели, разбил узбеков на землях к северу от Аму-Дарьи и занял архипелаг Бахрейн в Персидском заливе, но в 1747 в результате военного заговора был убит одним из своих солдат.

В 1760–1779 весь южный Иран оказался под властью основателя династии Зендов Керим-хана. Правя в Ширазе, он объявил себя претендентом на трон Сефевидов. Династия Зендов прекратила свое существование после поражения от тюркского племени каджаров. Их вождю Ага Мохаммед-хану удалось постепенно завоевать всю территорию Иранского нагорья, и в 1796, за год до своей гибели в боевом походе, он был провозглашен шахом.

Династия Каджаров. После Ага Мохаммед-хана и вплоть до 1925, когда династия Каджаров была низложена, правили Фетх-Али-шах (годы правления 1797–1834), Мохаммед-шах (1834–1848), Наср-эд-дин-шах (1848–1896), Мозаффер-эд-дин-шах (1896–1907), Мохаммед-Али-шах (1907–1909) и Ахмед-шах (1909–1925). Из-за неспособности Каджаров создать национальную армию, централизованный государственный аппарат и единую налоговую систему власть оказалась слишком слабой, чтобы противостоять имперским устремлениям Великобритании и России. В начале 19 в. Иран потерял свои кавказские провинции (территории современных Азербайджана, Армении и Грузии), отошедшие к России после продолжительных войн 1804–1813 и 1824–1828. Во второй половине 19 в. Афганистан и Туркестан, находившиеся в сфере иранских интересов, оказались под контролем соответственно Великобритании и России. При этом сам Иран стал ареной российско-британского соперничества.

В период династии Каджаров (1796–1925) неоднократно предпринимались попытки модернизации государственного управления и экономической структуры. Наиболее известна реформаторская деятельность Таги-хана или Амир Кебира (1808–1852), который стал первым везирем и главнокомандующим вступившего на престол Наср-эд-дин шаха. Амир Кебир заложил основы современного устройства государства, постоянной армии, проводил политику поощрения местного предпринимательства, основал первую школу европейского типа – Дар-оль-фонум и направил студентов для обучения за границу. Однако реформами Эмир Незама были недовольны духовенство и некоторые феодалы. По ложному навету он был обвинен в измене шаху и по приказу последнего сослан, а затем в 1852 убит. Иран со второй половины 19 в. становится объектом экспансии российского и английского капитала. Основной формой проникновения иностранного капитала в Иран стали концессии. Выдача некоторых, затрагивающих интересы местного капитала, сопровождалась массовым недовольством. Первым широким оппозиционным движением, направленным против иностранного капитала, стало движение за отмену табачной монополии 1891, в результате которого эта концессия была отменена. Соперничество России и Великобритании помогло Ирану сохранить политический суверенитет, хотя он фактически был превращен в полуколонию и был разделен на зоны влияния. Отражением недовольства шахской политикой стало убийство в 1896. Насер-эд-дин шаха. Начиная с 1905 по стране прокатилась волна протеста в форме массовых демонстраций и забастовок, парализовавших деятельность административных органов и экономическую жизнь страны. Под влиянием русской революции 1905 одной из главных задач движения стало требование конституции. В результате Мозаффер-эд-дин-шах (1896–1907) был вынужден в 1906 согласиться принять конституцию и созвать меджлис (парламент). Таким образом была ограничена власть шаха, а меджлис наделен полномочиями утверждать законы, бюджет, соглашения с иностранными государствами. Его сын Мохаммед-Али-шах (1907–1909) сделал попытку реставрации власти шаха, но не преуспел и в результате наступления на Тегеран отрядов революционно настроенных повстанцев был смещен с трона, который занял его малолетний сын Ахмед-шах (1909–1925). Последний правитель династии Каджаров смирился с ролью конституционного монарха и избегал конфликтов с меджлисом. В декабре 1911 иранская полиция при поддержке российской царской армии и английских вооруженных сил совершила контрреволюционный переворот и распустила меджлис. Таким образом было подавлено иранское революционное движение и упразднены многие его достижения.

После ряда забастовок, фактически парализовавших административные структуры и экономическую жизнь страны, Мозаффар-эд-дин-шах согласился принять конституцию и создать представительное собрание – меджлис. Его сын Мохаммад Али-шах сделал попытку отказаться от достигнутых ранее договоренностей, но был смещен с трона, который занял его малолетний сын Ахмед-шах. Последний правитель из династии Каджаров смирился с ролью конституционного монарха и избегал конфликтов с меджлисом.

Великобритания и Россия выступили против конституционного режима. Еще в 1907 ими было подписано соглашение, в соответствии с которым Иран был фактически разделен на зоны влияния: Великобритания изъявила готовность считать северный Иран зоной исключительного влияния России, а Россия признала британские претензии на южный Иран; центральной части страны отводилась роль нейтральной зоны.

Первая мировая война, в которой Великобритания и Россия оказались союзниками в борьбе против Германии и Османской империи, обострила внешнеполитические проблемы Ирана. Иран объявил о нейтралитете, но российские войска заняли северную часть страны и участвовали в боях на иранской территории с турецкой армией, тогда как британские войска на юге использовали Иран в качестве базы для нападения и захвата османской провинции Ирак. Депутаты меджлиса были вынуждены бежать из Тегерана, чтобы избежать ареста англичанами и русскими. Революция 1917 в России и образование СССР в 1922 устранили на время опасность, исходящую с севера, но не устранили нараставшего политического хаоса внутри страны. В 1919 Великобритания попыталась, правда безуспешно, установить над Ираном свой протекторат, а в 1921 поддержала государственный переворот, одним из организаторов которого был пробритански настроенный политический деятель и журналист Сеид Зия-эд-дин Табатабаи.

Династия Пехлеви. Одним из участников переворота 1921 был Реза-хан, командир элитной кавалерийской бригады, единственной реальной оппозиционной военной силы в стране. К 1925 были ликвидированы раскольнические и сепаратистские движения в провинциях и реорганизована национальная армия.

Первоначальной целью Реза-хана было провозглашение республики, но его планы натолкнулись на сопротивление со стороны шиитского духовенства, которое опасалось, что республиканские власти установят светский режим. Тем не менее Реза-хану удалось убедить религиозное руководство и меджлис низложить Каджарскую династию и провозгласить его первым шахом новой династии – Пехлеви.

Реза-шах Пехлеви (годы правления 1925–1941) поддержал программу индустриализации, осуществив прямые государственные капиталовложения в промышленное производство и предоставив различные налоговые льготы частным вкладчикам. Были разработаны программы строительства шоссейных дорог, портов и общегосударственной железнодорожной сети, создание которой финансировалось за счет средств, собранных с помощью специального налога на чай и сахар. При Реза-шахе большие средства выделялись на новую иранскую армию, была установлена всеобщая воинская повинность для мужчин сроком на два года.

В международных отношениях Реза-шах пошел на сближение с Германией, Францией и США. Тесные связи с гитлеровской Германией стали причиной трений с Великобританией, когда в Европе началась Вторая мировая война, а после того, как в 1941 Великобритания и СССР оказались союзниками, они направили Ирану ультиматум с требованием выслать из страны немецких специалистов. Когда шах промедлил с ответом, обе державы оккупировали Иран, подавив сопротивление иранской армии. Реза-шах был вынужден отречься от престола и выслан в Южно-Африканский Союз под надзор английских властей. С согласия Великобритании и СССР трон занял сын бывшего монарха Мохаммед Реза Пехлеви (годы правления 1941–1979). Оккупация Ирана продолжалась до 1946, обеспечивая безопасность движения на Трансиранской железной дороге, которая связывала порты Персидского залива с дорогами советского Кавказа. В 1942 США послали в Иран 30-тысячный корпус, основной задачей которого была охрана транспортных путей.

По окончании войны советские войска остались в провинции Азербайджан, где, как и в Иранском Курдистане, было сформировано промосковское марионеточное правительство.

Во время Второй мировой войны политическая обстановка в Иране оставалась стабильной. С окончанием правления Реза-шаха меджлис вновь превратился в независимый источник власти. Были созданы многочисленные политические группировки, отражавшие интересы различных сил. Одной из самых авторитетных была марксистская партия Туде. Ее тактика мобилизации населения на митинги и демонстрации, активный поиск политических партнеров, издание собственной газеты постепенно были переняты другими политическими партиями.

В послевоенный период в Иране начался подъем национального движения, связанный с борьбой за национализацию нефтяной промышленности.

Во главе движения встал Национальный Фронт во главе с Мохаммадом Моссадеком, избранный премьер-министром страны. Принятый меджлисом акт о национализации нефтяной промышленности (1951) был воспринят. Великобританией как опасный прецедент, ею был организован международный бойкот иранской нефти. В августе 1953 в результате устроенного с помощью США военного переворота кабинет министров был отстранен от власти, Мосаддек был арестован, покинувший Иран шах вернулся в страну. Был образован Международный Нефтяной консорциум, в который вошли крупнейшие нефтяные компании США, Англии. После переворота Иран начал активно использовать американскую военную и экономическую помощь, а с середины 50-х привлекать иностранный частный капитал для экономического развития.

В 60-х проводится серия экономических и социальных реформ, получивших название «белая революция», одно из главных направлений которой стала аграрная реформа. Было ликвидировано крупное помещичье землевладение, основывавшееся на использовании издольной аренды. Растущие доходы от нефти использовались для проведения индустриализации, государство закупало предприятия «под ключ», на базе использования иностранных технологий возникли новые отрасли – нефтехимия, автомобилестроение, производство бытовой техники, металлургия. Совершенствовалась экономическая и социальная инфраструктура. Женщинам были предоставлены избирательные права, начала реализовываться программа по ликвидации неграмотности среди взрослого населения, введена минимальная оплата труда, расширено социальное страхование населения. Однако модернизация экономической сферы не сопровождалась политической, режим становился все более авторитарным, оппозиционные настроения жестоко подавлялись. Во внешней политике шах, оставаясь союзником Запада, начиная с середины 1960-х годов попытался занять более независимую позицию. Своей независимой политикой Мохаммед Реза Пехлеви вызывал недовольство западных партнеров, которые стали критиковать его за авторитарную форму правления, нарушение прав человека и наращивание военной мощи. Администрация президента Картера, пришедшая к власти в США в 1977, заняла в отношении иранского режима настороженную позицию и стала налаживать контакты с различными оппозиционными группировками, базировавшимися в США. С начала 1960-х годов деятельное участие в антиправительственных выступлениях принимало и шиитское духовенство. Один из его лидеров, аятолла Рухолла Мусави Хомейни, осуждал в своих проповедях внешнюю и внутреннюю политику шаха, в том числе аграрную реформу и предоставление избирательных прав женщинам. Арест Хомейни в 1963 спровоцировал массовые демонстрации в ряде городов. Впоследствии Хомейни был освобожден из тюрьмы, в 1964 вновь арестован, а затем выслан из страны. В 1965 правительство Ирака разрешило Хомейни поселиться в центре паломничества и просвещения шиитов Эн-Наджафе. В изгнании аятолла продолжал поддерживать связи со своими сторонниками в Иране и других странах. В 1965–1977 ученики Хомейни составили основу организованной антишахской оппозиции. В это же время другие противостоящие власти силы, включая Организацию моджахедов иранского народа и Организацию федаев иранского народа, развернули подпольную борьбу в городах и получили поддержку радикальных арабских режимов, Организации освобождения Палестины и СССР.

До 1978 правительству с помощью секретной полиции удавалось сдерживать активность различных оппозиционных организаций и групп. В течение 1978 антишахские демонстрации охватили всю страну. К концу года забастовки рабочих и студентов парализовали экономику. Армия, брошенная на подавление массовых выступлений, присоединилась к демонстрантам. В январе 1979 шах покинул Иран, отправившись в добровольную ссылку. Две недели спустя в страну вернулся Хомейни. 11 февраля 1979 армия объявила о своем нейтралитете по отношению к политической борьбе революционеров с правящим режимом, что предопределило судьбу монархии.

Исламская республика. Еще до свержения монархии по инициативе Хомейни был сформирован Исламский революционный совет, взявший на себя законодательные функции, и Временное правительство во главе с Мехди Базарганом, лидером партии «Движение за свободу Ирана». Через две недели после свержения шахского режима создается Корпус стражей исламской революции, ставший противовесом армии и военной силой духовенства, на которую оно стало опираться для постепенного завоевания позиций в структуре государственной власти.

Первым шагом в этом направлении явился референдум в марте 1979. На референдум был вынесен всего один вопрос: «Согласен ли на замену шахской монархии Исламской республикой?». 1 апреля 1979 Иран, согласно результатам референдума, был провозглашен Исламской республикой. В декабре на всеобщем референдуме была одобрена новая конституция, обеспечившая духовенству управление страной и объявившая Хомейни пожизненным факихом (Руководителем).

В ноябре 1979 радикально настроенные иранские студенты, называвшие себя «последователями политики имама», захватили посольство США в Тегеране и объявили его сотрудников заложниками. Целью экстремистов было возвращение шаха в Иран для предания его суду. В ответ США приостановили импорт иранской нефти и заморозили иранские счета в американских банках. Базарган ушел в отставку, премьер-министром после выборов в меджлис стал Али Раджаи. Несмотря на смерть шаха, заложники не были освобождены. В1980 при посредничестве Алжира и первого президента ИРИ Абольхасана Банисадр (избран в январе1980) было разработано соглашение, по которому американцы освобождались в обмен на размораживание иранских авуаров. Выполнение соглашения блокировали сторонники жесткой линии, которые добивались поражения Дж.Картера на президентских выборах в США в ноябре. Заложники были освобождены во время инаугурации Рональда Рейгана 20 января 1981.

Начавшаяся в сентябре 1980 война с Ираком обострила противоречия между различными политическими силами, особенно по вопросам прямого вмешательства духовенства в управление страной. Линию Банисадра на ограничение такого вмешательства поддержала Организация моджахедов иранского народа (Моджахедин-е Халк). После выступления в июне 1981 моджахедов меджлис объявил импичмент Банисадру. Он был смещен по указанию Хомейни и бежал из страны с помощью моджахедов. В июле были проведены новые президентские выборы, на которых победил премьер-министр Раджаи, а его место занял Мохаммед Джавар Бахонар. В конце августа Раджаи и Бахонар были убиты в результате взрыва бомбы, ответственность за который правительство возложило на моджахедов. В октябре президентом стал ходжат-оль-эслам Сейед Али Хаменеи, премьер-министром Мир Хосейн Мусави. В августе 1985 Хаменеи был переизбран на пост президента. В качестве основной задачи правительство объявило исламизацию общества и избавление от влияния Запада. Тысячи иранцев, получивших светское воспитание, эмигрировали в Турцию, Европу и Северную Америку. Исламские нормы внедрялись в быт, в социальную жизнь, политическую систему, в экономику. Проведенная культурная революция основной задачей ставила внедрение исламских норм в образование.

Война продолжалась в течение 8 лет, не принеся победы ни одной из сторон. Общие потери от разрушений оцениваются в 300–350 млрд. долл.; особенно сильным ударам подвергались объекты нефтяной промышленности на юге страны. Во время войны Иран вынужден был разместить 1,5 млн. переселенцев из районов боевых действий. Кроме того, в эти же годы в стране нашли приют 2,3 млн. беженцев из Афганистана.

В 1988 Иран согласился на прекращение огня, перед страной встали проблемы восстановления разрушенного хозяйства. Вновь разгорелись разногласия по вопросам путей развития. Сыгравшая свою роль координатора всех группировок духовенства ПИР была распущен (1987), для разрешения противоречий между меджлисом и Наблюдательным советом Хомейни согласился на создание дополнительного согласительного органа, при его жизни началась разработка Первого пятилетнего плана, ставшего законодательной основой новой экономической политики. Иран стал предпринимать усилия по восстановлению контактов со странами Персидского залива, прежде всего с Кувейтом и Саудовской Аравией.

Хомейни скончался 3 июня 1989. Его преемником на посту факиха Совет экспертов избрал Хаменеи. В июле были проведены новые президентские выборы и референдум по поправкам к конституции, наиболее важной из которых была отмена поста премьер-министра. Президентом был избран спикер меджлиса Али Акбар Хашеми-Рафсанджани. Правительство Рафсанджани начало проводить политику экономической либерализации, ограничения вмешательства государства в экономику, добился от меджлиса и Наблюдательного совета разрешения на использование иностранного капитала. Либерализация цен и программа приватизации привела в начале 90-х к ряду выступлений в городах страны, но в целом экономическая программа правительства была поддержана, на выборах в меджлис, проведенных весной 1992, сторонники Рафсанджани получили более 70% голосов.

После иракской агрессии против Кувейта в августе 1990 Ирак пошел на заключение мирного договора с Ираном, признав все его претензии, за чем последовало восстановление двусторонних дипломатических отношений. Иран осудил вторжение в Кувейт и соблюдал санкции ООН против Ирака, но в то же время высказался против развертывания многонациональных сил во главе с США в зоне Персидского залива и настаивал на выводе из региона всех иностранных войск. В июне 1991 США возобновили импорт иранской нефти, но продолжили курс на ограничение продаж Ирану новой военной техники. Отношения с государствами Персидского залива оставались напряженными из-за спора по поводу трех островов в заливе (Абу-Муса, Томбе-Бозорг и Томбе-Кучек).

Экономическая либерализация общества усилила требования по демократизации социально-политической жизни, прорыва в отношениях с мировым сообществом. Результатом стало избрание на пост президента в 1997. ходжат-оль-эслама Мохаммеда Хатами – сторонника реформ и улучшения отношений с Западом. М.Хатами выдвинул концепцию «диалога цивилизаций», последовательно проводя политику налаживания отношений Ирана с мировым сообществом. Политика Хатами, ставшего лидером реформаторских сил, нашла поддержку среди населения страны, большинство избранных в меджлис 6 созыв (в 2000) составили реформаторы. В 2001 Хатами вновь был переизбран на пост президента В период деятельности Хатами заметно активизировалась партийная жизнь, более независимой стала пресса. Общественная жизнь принимала все более демократические и цивилизованные формы. В быт, трудовую этику, культуру, экономические отношения все больше стали проникать европейские заимствования.

В своей внешней политике правительство Хатами придерживалось общепринятых норм, в отношении антитеррористических военных операций в Афганистане и Ираке заняло нейтральную позицию, но выступает против пребывания иностранных войск в соседних с ним странах.

Тем не менее добиться решительного перелома в повышении жизненного уровня населения, в создании подлинно гражданского общества правительству Хатами не удалось. Законопроекты, внесенные Хатами, призванные изменить соотношение сил в пользу республиканских органов, так и не были приняты из-за позиции консерваторов. Несмотря на фактическое одобрение действий США в Афганистане и Ираке, американские санкции против Ирана, введенные в середине 90-х, так и не были отменены, что консерваторы оценивали как просчеты внешней политики правительства реформаторов. Уже результаты муниципальных выборов (2003) показали падение популярности реформаторов, на выборах в меджлис 7 созыв (2004) победили сторонники консерваторов. В Иране продолжается борьба различных партий и группировок по вопросам путей как политического, так и экономического развития. Одни из пришедших к власти в меджлисе нео-реформаторы заявляют о перспективности для Ирана японской модели, другие- китайской модели. Иран находится в переломный период исторического развития, в котором главным является не столько выбор экономической модели, сколько установление такого соотношения светских и религиозных начал в политической системе общества, которое обеспечит возможность полномасштабной модернизации страны.


www.krugosvet.ru