Выберите первую букву интересующей вас страны:
А   Б   В   Г   Д   Е   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Э   Ю   Я


КНДР / Краткий очерк политической истории Кореи с древности до наших дней



Приблизительно в 1800 - 1700 гг. до н.э. на территории нынешней Кореи шел новый камеменный век (неолит). Археологические исследования дают нам право полагать, что основным занятием населения в то время были охота и рыболовство. О развитии мореплавания в то время говорит тот факт, что древние мореплаватели-рыбаки доходили до японского острова Кюсю. (Прошу обратить внимание на этот факт - Корея оказала определенное влияние на развитие неолита в Японии, а позднее через Корею в Японию придут многие явления китайской культуры). Прослеживаются связи с Уральскими и Енисейско-байкальскими племенами. Со временем из Китая сюда пришли совершенные приемы земледелия. Таким образом, корейская неолитическая культура имела разнообразные истоки и связи с культурами соседних районов и даже отдаленных земель Сибири и Забайкалья.

Общественное устройство того времени - матрилокальный род или семейно-родовые общины с общим хозяйством. Соответственно властные отношения строились на семейных принципах. Лишь с приходом земледелия стали возникать более крупные общины.

Первыми документами, позволяющими судить о социально-политическом устройстве Древней Кореи стали китайские исторические хроники. Например, "Описание восточных варваров" (Дун-и чжуань) в династийной истории "Описание трех государств" (Сань-го чжи), составленной во второй половине III в., по материалам, собранным войсками царства Вэй, которые в 246 г. захватили главный город Когурё, а затем через земли корейских племён прошли до побережья Японского моря.

Корейские племена в первые века новой эры.

Там где сейчас находятся китайские города Нунань и Чанчунь проживал народ Пуё (Фуюй) числом примерно в 80 000 человек. Занимались они земледелием и скотоводством, торговали с Китаем, их города были укреплены и имели "дворцы, склады и тюрьмы". Социальные различия были видны уже по внешнему виду населения. Преобладали белые одежды, но знать подбивала свои халаты мехами, а шапки украшали золотом и серебром. Страной правили кунван (государь) и га (аристократы), носившие титулы с названием домашних животных Мага (лошади), Уга (крупного рогатого скота), Чега (свиньи), Куга (собаки) и т.д. Периферией управляли Га, под властью которых находилось от нескольких сот, до нескольких тысяч дворов. Умершего правителя хоронили в китайском яшмовом гробу и делали человеческие жертвоприношения до 100 чел. Простой народ назывался Хахо, и находился на положении рабов (нобок). В случае войны воевали Га, а Хахо поставляли им продовольствие. Несмотря на интенсивное развитие классового общества, сохранялись и отдельные институты родового общества. Правитель - был вождем совмещавшим и функции колдуна. В случае бедствий или несчастий правителю предлагалось или покончить с собой или отречься, существовал и такой атрибут военной демократии, как народное собрание Ёнго, которое в периоды религиозного праздника рассматривало судебные тяжбы и освобождало заключенных.

К югу от Пуё располагалось племя Когурё с населением в 30 000 дворов. У них было очень много общего в языке и обычаях. Это племя постоянно нападало на северо-восточные округа Китайского государства, что вынуждало китайцев любыми путями умиротворить воинственных Когурё. Их вождям присваивались титулы Ванов и Ху, посылались соответствующие печати и парадные одеяния уже с I в. до н.э. Титул Вана присваивался вождю союза родственных племён, который избирался их старейшинами или аристократией (Га). Представители Ванского рода и аристократия ведущих племён превратилась в эксплуататорский правящий класс, уже не занимавшийся производительным трудом, а ведавший политическими, военными, религиозными делами. Несмотря на далеко зашедший процесс классового расслоения в Когурё, сохранились и черты родового строя. Так, например, ежегодно народ собирался на праздник жертвоприношений небу, где решались вопросы войны и мира, амнистий и преступлений. Воинственные Когурё подчинили своему влиянию соседние племена Окчо и Е. В 5000 и 20 000 дворов соответственно. Организация этих племен была более близка к родовой, жили они отдельными селениями, управлявшимися старейшинами (самно, ыпкун). Поклонялись духу тигра, как тотему. Китайцы отмечали, что по характеру они были "добродушны, не жадны и очень совестливы, чем не похожи на людей Когурё".

Всего южную часть Корейского полуострова населяло около 78 родоплеменных групп и союзов, объединенных в три объединения Махан, Чинхан и Пёнчин (Пёнхан), которые испытывали влияние Китая. Местная родоплеменная знать уже знала правила китайского этикета, многие получали титулы от китайских правителей. Использовалась китайская одежда и многие предметы быта. Многие местные вожди переходили на службы к китайцам. Но в отдаленных местах и в среде простого народа китайского влияния не наблюдалось. Между тем уже в I в. некоторые корейские общины выступали посредниками в торговых и культурных связях между китайцами и населением Японских островов, сами селились на территории нынешней Японии. Таким образом, мы видим, что корейские племена к III в. подошли уже как классовое общество с существовавшими институтами родового строя, которые все более перерождались в свою противоположность, служа инструментом угнетения "Управляющими" не только соседних племён, но и своих сородичей. Если аристократия зависимых от Когурё племен превращалась в господствующий класс, то основная масса общинников, всё больше попадала в условия, приближающие её к положению рабов. Эта общая тенденция была характерна для всех племен и общин населявших всю южную оконечность Корейского полуострова. Процесс политической консолидации племён и дальнейший распад родовых отношений оказали влияния китайские завоевания. С полным разложением первобытнообщинного строя на территории Кореи связано возникновение и утверждение трёх государств - Когурё, Пэкче и Силла.

Когурё, Пэкче, Силла - первые корейские государства.

Время образования государства Когурё точно не определено, предположительно 1 в. до н.э. - IV в. Появилось оно в результате эволюции первобытнообщинного строя у когурёсских и сопредельных племён, когда старая родовая организация коренных когурёсских общин превратилась в территориальную державу. "Управляющие", главным образом родоплеменная знать Когурё, а так же допущенная аристократия покорённых и союзных племен, в ходе погони за сохранением своего господства над сородичами и покорёнными общинами, совершили качественный переход от родоплеменной к государственной организации. Легенды приписывают основание государства пришельцу из Северного Пуё Чумону (Чхумо), имя это по всей видимости не личное. А нарицательное, которое обозначало в древности вождя или какое-то должностное лицо. Это событие датируется 37 г. до н.э. Систематизируя народные предания и располагая их в хронологической последовательности, авторы первых корейских хроник в духе китайских историографов стремились показать непрерывность линии правления царей, чьи деяния описывались с позиций конфуцианских канонов о добродетельном правлении. Как бы то ни было Когурё, согласно корейским летописям в I в. подчинило себе окружающие общины. Южно-корейский исследователь Ли Бёндо в качестве признака государственности называет укрепление "духа самостоятельности Когурё" - правители страны перестали приезжать в Китай за парадной одеждой и шапками, а предлагали китайцам складывать их в специальном пограничном городке Чхэккуру. Однако государство в строгом смысле этого слова сложилось лишь во времена правления 6-го царя Тхэчжо Тэван (Великого Вана-основателя), появление этого титула, а так же появление чиновничьих титулов пхэчжа, утхэ и т.д. говорит о появлении бюрократической организации. В то же время не общество продолжало сохранять кровнородственную организацию этому вероятно способствовало и то, что процесс классовой дифференциации тормозился войнами, которые Когурё активно вело с соседним Китаем. Войны, с одной стороны, имели своим следствием бедствия и голод, доходящий иногда до людоедства, с другой способствовали накоплению знатью богатства, строительству крепостей и дворцов. Примечательно заявление вана Понсана (300 г.), приведенное в корейской хронике "Самгук Саги": "Государь поставлен высоко, чтобы народ смотрел на него снизу, и если не будет величественного и роскошного дворца, ему нечем будет показывать своё величие". В китайской хронике 5 в. "Истории поздней Ханьской династии" (Хоухань шу), содержаться сведения о делении Когурё на 5 округов, которое имело в своих истоках границы проживания 5 родов.

В IV в. складываются институты политической культуры и идеологии, начало этому процессу было положено ещё в 248 г., когда после смерти вана Тончхона, новый Ван - Чунчхон запретил человеческие жертвоприношения по умершему вану. Конфуцианские идеи, которые начали проникать в Корею уже в период начала разложения первобытнообщинного строя к этому времени стали государственной идеологией Когурё, определяющей принципы организации правящего класса в чиновничье-бюрократическую иерархию. В 372 г. была создана Высшая школа - Тхэхак - готовящая чиновников. В 373 г. обнародованы "Правовые установления" (Юльлён) - свод государственных законов. В качестве общегосударственной религии был провозглашён Буддизм, легший на родовых богов и местные верования.

В V в. строение власти было следующим: Ван на 3 года назначал Тэдэро - Главного министра, который зачастую захватывал власть на более длительный срок и вытеснялся более сильным соперником. Провинциальные округа возглавляли Ёксаль, им подчинялись начальники крепостей. Самой низкой административной организацией была сельская община. Собственником земли было государство. Крупные чиновники получали от государства "кормовые округа" - (Сикып). Из военнопленных, должников, преступников и их семей состоял класс рабов - Ноби, бывших собственностью своих хозяев. В процессе своего расширения Когурё в борьбе за гегемонию на Корейском полуострове столкнулось с однотипными соседними государствами.

Государство Пэкче первоначально представляло собой одну из общин, которая опередив в развитии других, превратилось в сильную территориальную державу. Миф об основании государства говорит о том, что в 18 г. до н.э. сыновья Чунмона - основателя Когурё - основали города Вире и Мичхухоле, так было положено начало Пэкче.

Во второй половине III в. во времена правления вана Кои, по сведениям корейских хроник, в Пэкче создавались государственные институты, были утверждены должности "Нэсин чвапхён, которому поручались дела касающиеся повелений вана, нэду чвапхён - кладовые и сокровища, нэбоп чвпхён - обряды и церемонии, виса чвапхён - ведал войсками, охранявшими вана, чоджон чвпхёп - суды и наказания, пёнгван чвапхён - внешние войска". Эти чины в свою очередь были разбиты на 16 рангов, каждому из которых соответствовали своя форменная одежда и шапки украшенные серебряным цветком. Наследственный монарх (ван) возглавлял всю иерархию правящего класса. По примеру устройства китайского государства 22 государственных управления подразделялись на дворцовые (нэбу) и правительственные (вэбу), состоявшие из ведомств. В административном отношении государство делилось на 5 сторон, а столица на 5 округов. Те в свою очередь делились на 10 уездов и на 5 улиц соответственно. Крупными городами управляли сыновья вана или другие представители царского рода. Самой низшей единицей была сельская община. Политическая организация общества подкреплялась конфуцианской идеологией, которая в IV в. получила уже широкое распространение во взглядах местной аристократии. В 374 году пакса (доктор) Кохын составил "Соги" - историю страны, выдержанную в конфуцианском духе и призванную служить целям укрепления государства, а некий Ванъин с книгами "Тысяча слов" и "Лунь-юй" направился в Японию, чтобы преподавать китайский язык и конфуцианское учение. В 384 г. из Китая был приглашен буддистский монах Марананда для проповеди учения. Есть сведения о распространении в Пэкче даосизма. Пэкче проявляло большую активность в установлении торговых и дипломатических отношений с государствами Китая и Японией. Ученые, художники и ремесленники страны оказывали влияние на развитие Японской культуры. Пэкче в своем расширении на Север столкнулось с государством Когурё, расширявшимся на Юг.

Государство Силла образовалось несколько позднее Когурё и Пэкче, видимо причины этого, более южное расположение и более позднее вступление в контакт с соседними государствами. По традиционной корейской хронологии государство Силла возникло в 57 году до н.э. Во главе стоял наследственный монарх - Ван, он стоял над общественной структурой костяк которой состоял из аристократии 6 основных общин (потом округов), которые делились на 5 разрядов и сословий. Первый высший разряд - представители царского рода, куда входили прямые потомки глав 3-х родов - Пак, Сок, Ким. Второй разряд потомки по боковой линии и старейшины 3 остальных общин. Вожди завоеванных общин приравнивались к 4 и 5 разряду. Разряды знатности строго соблюдались при заключении брака, присвоении чинов и т. д. Ими регламентировались выбор жилья, одежды, пищи и т.д. Крестьяне были вне разрядов они несли на себе тяжесть налогов (продуктами поземельный и подворный) и повинностей. Так в 504 г. одновременно были мобилизованы крестьяне для постройки 12 городов-крепостей. Есть сведения о частной эксплуатации крестьян и о земельных пожалованиях кормовых округов. Религия государства - буддизм. Государство в полном смысле этого слова сложилось в Силла лишь IV - V в.

До середины VII в. на Корейском полуострове существовало 3 корейских государства, развитие которых происходило в ожесточенной борьбе между ними за гегемонию:

2-я половина IV в. Когурё одержав победу над соседями-сянбийцами перешло к экспансии на Юг, где столкнулось с Пэкче и Силлой, которые уже несколько столетий вели борьбу с японцами. Весь V век прошёл при преобладании Когурё, но в VI в. Силла заключает союз с китайской династией Суй, Пэкче с Японией и Когурё вынуждена оставаться в изоляции. Под совместными ударами Силла и Китая пало Пэкче. Его территория перешла под власть китайского ставленника Пуё Юна (син бывшего пэкчесского вана). На землях отвоеванных у Когурё управляли китайские наместники. Силла начала войну с бывшими союзниками, напав на Пэкче и Когурё, которая после 7 лет войны закончилась победой Силла.



Так впервые было создано единое централизованное государство на всем Корейском полуострове. После того, как танский Китай сначала Де-факто, а затем Де-юре признал силаское государство в его реальных границах, между ними установились мирные отношения на основе формального признания Силла своего вассалитета по отношению к Китаю.

Экономической основой государства являлась государственная собственность на землю, формой её реализации была надельная система. Для её существования необходимо выполнение 2 условий - земля должна была быть в государственной собственности; наличие фонда свободных земель. Практическая ситуация в Силла обеспечивала выполнение двух этих условий.

Основной массой "управляемых" в Силла были лично-свободные, но эксплуатируемые от имени государства крестьяне. Органом контроля и эксплуатации крестьян была сельская территориальная община. Крестьянин прикреплялся к наделу (введенному в 722 г.), за пользование которым он должен был нести повинности, как поземельные, так и подворные (натуральным продуктом). Крестьянин получал от государства надел и мог пользоваться им, платя ренту от совершеннолетия до 60 лет, затем его надел возвращался в казну. Время от времени государство нуждалось в свободных руках для выполнения трудоемких общественных работ, тогда крестьяне мобилизовывались на работы. На участках землевладельцев трудились рабы Ноби. В конце VIII века население Корейского полуострова составляло 5 миллионов человек 400 тысяч, из которых было Ноби, которые делились на государственных и частных (посаженных на землю или дворовых).

Несомненно, что основной тенденцией землевладения в Силлаской Корее была государственная собственность, хотя наряду с ней имелись и некоторые формы частного землевладения: от права временного сбора поземельного налога, до права закрепления земель за наследниками, однако обладать частными землями мог сравнительно узкий круг лиц: родственники вана и крупнейшая феодальная знать. Государство выдавало находящимся на службе чиновникам земли в кормление, доход с этих земель поступал в распоряжение служилого и мог быть отнят в любой момент.

Корейское общество этого периода как и ранее рассмотренное нами китайское традиционное общество может быть разделено на класс "управляющих" в лице государства-эксплуататора, и "управляемых", главным образом в лице крестьян-общинников. Из числа крестьян-общинников пополнялись ряды низших чиновников, из них формировалась армия, они выполняли трудовые обязанности. Другая часть "управляемых" - неполноправные члены общества: ноби, представители неполноправных деревенских общин (пугок, хян), занимавшихся земледелием или ремеслом, артисты и проститутки. Отличительной чертой силлаской государственной организации было деление класса "управляющих" на бюрократию (гражданских чиновников) и аристократию (родовая знать и военные вожди), которые, впрочем, различались по признаку "центр - периферия" (типично имперское деление говорящее о строгом централизме власти).

С конца VII в. Силла вступила в полосу социально-политических потрясений: Растет доля частного землевладения, роль аристократии, в том числе военных, растет самостоятельность провинциальных чиновников, которые постепенно переходят к фактическому захвату государственных земель. Как следствие растет сепаратизм и противоречия разделяют правящий класс.

К X в. количество частных земель фактически сравнивается с количеством государственных, что угрожает самому принципу устройства государства.

В 809 г. происходит первое насильственное свержение вана Эджана. Силла вступает в полосу внутренних войн. Государство стало фактически распадаться на отдельные владения.

Выходец из крестьян Чин Хвон в 892 году создает государство Хубэкче (Позднее Пэкче). В 901 г. объявляет себя правителем потомок царского рода Кунъе, он создает государство Позднее Корё, затем Маджин, затем Тхэбон.

Этот период называют временем Позднего Троецарствия. Мы видим налицо воплощение принципа существования Империи - централизацию сменяет распад, затем вновь следует единение.

Царство Корё

В 935 г. на первый план выходит царство Корё (918 - 1392 гг). Его монархом стал бывший генерал царства Силла. Столицей нового государства он сделал свой родной город Сонгдо (ныне Кесонг) и провозгласил политику возвращения всех потерянных территорий, и в первую очередь Когурё в Маньчжурии. За пять лет своего существования царству не удалось реализовать амбиции своего правителя, тем не менее мастера в области различных ремесел, что показательно, продемонстрировали значительные успехи в производстве предметов роскоши: голубовата зеленые эмали, инкрустации из Кореи ценились на рынках Восточной Азии. Государственной религией был буддизм. Этот период был увековечен духовными символами в виде храмов, изображений лика Будды, иконописи. Сила веры была столь сильна, что началось перемещение центра власти в ведение священнослужителей, что рождало многочисленные конфликты между учеными, знатью и военными, между сторонниками конфуцианства и буддизма. В то же время в 10 веке при дворе Корё была принята китайская система отбора правительственных служащих путем проведения экзаменов на академическую зрелость. Но если в Китае такая система в принципе применялась по отношению к гражданам любого общественного положения, в Корее она оставалась фактической монополией аристократии. 100-летняя оккупация, Кореи монголами окончательно расшатала и без того слабую власть в царстве Корё. Царство Чосон

Несмотря, на то, что конфуцианство появилось в Корее в начале нашей эры вместе с приходом ранних материалов китайской письменности, но ни Силла, ни Корё не оценили по-настоящему его моральной и интеллектуальной силы (было высоко влияние буддизма и местных верований). Вместе с тем, конфуцианство стало мощным инструментом для реорганизации общества и государства, а так же для утверждения нового образа мышления в интеллектуальной жизни общества 14 века - начала существования королевства Чосон (1392 - 1910 гг.), известного еще как династия Йи.

Ранние правители Чосон, движимые практическим желанием овладеть сокровищами буддистских монастырей, заменили буддистскую систему верований, лежавшую в основе власти, на конфуцианские принципы. Неоконфуцианская теория строения государства и общества стала идеологической основой для широкомасштабных реформ, проведенных элитой нового королевства. На несколько последующих столетий этика поведения и другие ценности конфуцианства заняли доминирующую роль в социальной структуре и поведении членов общества. Правителям династии Йи удалось создать совершенную, хорошо сбалансированную систему управления. Экзаменационная система прочно утвердилась в качестве основы при отборе служащих для госслужбы. Она стала чем то вроде станового хребта для интеллектуальной активности и социальной подвижности общества. В почёте стали академические знания, меньшим уважением и популярностью стали пользоваться торговля и производство.

Результат преобразований не заставил себя ждать. В период правления царя Сейджонга (1418-50 гг), четвертого монарха Чосон, в Корее произошел беспрецедентный расцвет культуры и искусства, было сделано много изобретений, внедрены прогрессивные идеи в сферы правительственного руководства, экономики, естественных наук, музыки, медицины. Под его покровительством был создан корейский алфавит. В конце 16 века началась 7ми летняя война против Японии. Правители Чосона отказались предоставить войскам Тойотоми Хидеоши коридор в Китай и Япония начала войну с Кореей. Почти вся территория полуострова подверглась опустошению, в Японию было угнано множество ремесленников и специалистов. В схватках участвовали отряды крестьян и буддистских монахов. Адмирал Йи Сун-син провел серию блестящих военных операций на море. Вывод японских войск начался после смерти Хидеоши. Война закончилась в 1598 году.

В начале 17 века по оценкам современных корейских историков "все большей популярностью среди либерально настроенных кругов стала пользоваться прикладная наука. На этом пути виделось дальнейшее развитие современного национального государства. Прогрессивно мыслящая аристократия настаивала на проведении глубоких земельных реформ, на улучшении условий для развития сельского хозяйства и промышленности. Однако в ту пору консервативное правительство не было еще готово приступить к таким преобразованиям". Налицо идеологизированное с позиций сегодняшнего дня объяснение событий прошлого, говорящее скорее о сегодняшних ценностях. Мы видим лишь усиление аристократии и наличие у нее претензий к центральной власти.

Черты традиционной системы власти.

Специфичность традиционной идеологии власти в Корее заключается в том, что наряду с Конфуцианством, структурирующим общество под нужды исполнения властных функций элитой состоящей из чиновников-ученых, большое влияние имела философия буддизма, кроме того, под влиянием 2-х мировых религий не перестала существовать и древняя корейская религия Tonghak (шаманство) и даосизм. В соответствии с представлениями Tonghak мир населен добрыми и злыми духами, человек - часть этого мира и часть непрерывности, включающей прошлые, настоящие и будущие поколения. Даосизм - пришел в Корею из Китая давно, и хотя ее влияние в политике никогда не ощущалось явно, тем не менее до сих пор в народе практикуются системы сохранения здоровья и гадания, а триграммы "Ба-гуа" красуются на флаге РК.

Давайте рассмотрим мнение о традиционной идеологии бывшего Президента Республики Корея Ким Дэ Цзюна - человека искушенного в политике:

В соответствии с конфуцианским представлением о власти: Ван - сын неба и "небо" выдает ему "мандат на правление", для того, чтобы он обеспечивал хорошую жизнь народу страны. Если правитель управляет "неправильно" у народа страны есть право восстать и сбросить это правительство от имени высшего авторитета "неба". Правитель, утративший "мандат неба", больше не заслуживает подчинения народа. Древний китайский философ Мэн-цзы говорил: "Сначала народ, затем страна, и уж потом император". В древней китайской философии, содержащейся в головах людей в виде сплетения конфуцианства, буддизма и даосизма, есть такой принцип: Ming ben zheng zhi (Народ - корень, политика - ветви), он учит "воля народа - это воля неба", а значит и правитель должен "уважать народ, так же, как он уважает небо". Национальная религия Кореи Tonghak, некоторыми своими представлениями ещё дальше подводит политическую мысль к защите национально ориентированного, примитивно демократического принципа "человек - воплощение неба" и всякий должен служить человеку, как он служит небу. Эти идеи позднее стали вдохновлять и мотивировать поведение почти 500 000 крестьян, поднявшихся в 1894 г. на восстание против правительства и иностранцев. Ким Дэ Цзюн в американском журнале "Foreign Affairs" высказал мнение, что нет идей более фундаментальных для демократии, чем учение Конфуция, буддизм и Tonghak. В доказательство он приводит пример старательного копирования корейскими Ванами китайской системы организации государства, когда страна имела разработанную систему деления на уезды; уже 1000 лет назад в Корее для того, чтобы стать чиновником необходимо было сдать экзамены (,хотя конечно они скорее гарантировали права и обеспечивали социальную мобильность для аристократов); существовала система цензоров, контролировавших законность и поведение чиновников; для конфуцианского ученого считалось смелостью и ценилось как признак верности долгу выступление против ошибок двора и чиновников (но власть есть власть - многие погибали). Конфуцианская максима Xiushen qijia zhiguo ping tianxia (Усовершенствовать себя, навести порядок в своей семье, умиротворить поднебесную), ориентирует на достижение "великого спокойствия в поднебесной", выражает поощрение правлению, основанному на законе. Главная цель конфуцианской политической философии - установить "мир в поднебесной", чтобы сделать это правитель "должен привести в порядок сначала свое домашнее хозяйство", что невозможно без совершенствования самого себя. Это учение делает упор на роль управления и моральных обязательств правящей элиты в "умиротворении" страны. Концепция "умиротворения", может быть интерпретирована как желание обеспечить мирную жизнь всем живым созданиям. Такое понимание перекликается с учением Гаутамы Будды о том, что все создания наделены природой Будды.

На взгляд Ким Дэ Цзюна в традиционной политической философии Кореи и всей конфуцианской Азии, есть база для развития демократии на традиционной основе, более того он считает, что западную демократическую мысль можно обогатить демократическими идеями Востока.

В традиционном корейском обществе исполнение приведенных драгоценностей мысли не могло быть контролируемо законом. Естественная грубость нравов, проистекающая из грубости жизни, вела к тому, что среди четко разработанных норм поведения и обрядности многое зависело от личности "управляющего", который доступными средствами и инструментами требовал покорности и смирения. Сила конфуцианской идеологии состояла в том, что она не отрицала других взглядов, не боролась с народными традициями, обычаями и верованиями, но придавала им конфуцианскую окраску.

Основой воспитания народа, а значит и политической культуры, было учение о неукоснительном соблюдении основополагающих этических норм и правил взаимоотношений: между государем и поданным, родителями и детьми, мужем и женой, братьями и сестрами, и между друзьями. Идеальное регулирование этих взаимоотношений определялось 5 главными добродетелями - гуманностью, справедливостью, твердостью исполнения ритуалов, прямотой сердца (достигаемой путем овладения знаниями) и верностью. Основой порядка и мира в семье и государстве считалась сыновняя почтительность и уважение к старшим. Индивид ставился в тесную зависимость от интересов государства, общества и семьи. Основную социальную единицу в корейском феодальном обществе составляли большие патриархальные семьи, или патронимические группы, - Илччок. Обряды, представления, уклад жизни, нарушение которого строго пресекалось, в такой группе были направлены на охрану единства семьи, отправление культа предков. Древний культ предков был адаптирован конфуцианством и превращен в главную обязанность человека. В гл.24 "Ли-цзи" говорилось: "Мудрый человек никогда не забывает, от кого он происходит; памятуя об этом, он совершенствует свою почтительность и любовь, и прилагает все усилия к тому, чтобы воздать должное своим родителям". Такая организация формировала личность, действующую в интересах всей семьи и её главы, а уж тот в интересах усопших предков и государства. Устройство семьи повторяло устройство государства, законы которого увязывались со нравами царящими в семье, например, в случае ослушания, отец мог даже продать сына в рабство, сын же донесший на отца или мать - осуждался на удавление.

Основные столпы этики общения - отношения в звене руководитель-подчиненный, патриотизм, превосходство мужчины над женщиной.

Многочисленные агрессии соседних держав, начиная со вторжения монголов 1000 лет назад и кончая относительно недавней японской оккупацией, способствовали укреплению национального самосознания, чувства единства и общности своей судьбы. История сделала корейцев терпеливыми и дисциплинированными, и при этом гордыми и честолюбивыми, обладающими выраженными бойцовскими качествами, что в сочетании с практицизмом культуры, не всегда адекватно воспринимается другими культурами.

Встреча с Западом

В 18 веке в Корею пришло христианство, открылись первые католические приходы, а спустя столетие здесь появились протестантские церкви. Христианство стало мощным фактором развития страны. Оно принесло с собой западные веяния, философские учения и медицину.

Однако вплоть до конца 19 века Корея оставалась "закрытым" королевством для западных предпринимателей и дипломатов. В своей внешней политике Корея как и Китай придерживалась принципа сохранения своего суверенитета от посягательств западных государств. Китай был поглощен своими проблемами и не мог оказывать былого влияния на Корею. Япония, набиравшая силу как новое индустриальное государство, быстро заполнил этот вакуум и аннексировала Корею. Королевство Чосон прекратило своё существование в 1910 г. Во времена японского владычества христианские миссионеры поддерживали борьбу корейцев против Японии.

Японская оккупация и борьба Кореи за независимость.

Японский генерал-губернатор в Сеуле главным образом был заинтересован в создании жесткой системы эксплуатации природных и людских ресурсов Кореи. Японское правительство всемерно поощряло эмиграцию своих крестьян и рыбаков в Корею, предоставляя им землю на выгодных условиях. Большая часть выращенного риса вывозилась в Японию, в то время, как Корея страдала от нехватки продуктов питания. Используя корейские ресурсы Япония укрепляла свою мощь. Уровень жизни корейского населения неуклонно падал. В результате такой японской политики тысячи корейцев покинули свои земли и устремились в Манчжурию и Японию в поисках средств к существованию.

В то же время колониальная политика Японии способствовала росту национальных чувств среди корейцев. Особый протест вызывала официально провозглашенная политика ассимиляции. Корейская интеллигенция пыталась сохранить национальную культуру и оградить ее от посягательств японских идеологов. В 1919 г. Корея пережила волну общенациональных забастовок и волнений, которые стоили тысячи человеческих жизней. Хотя это движение и не привело к избавлению от японского колониализма, оно укрепило среди корейцев чувство национального самосознания и патриотизма. Как практический результат этого периода борьбы за независимость, было создано временное правительство в Шанхае, которое вскоре взяло на себя функции организатора борьбы против японских колонизаторов в Манчжурии.

Япония старалась уничтожить самобытность корейской культуры. В корейских школах использовался японский язык, было запрещено издание газет на корейском языке. Фальсифицировались исторические и археологические исследования для того, чтобы внушить корейцам чувство неполноценности по отношению к японцам.

Образование двух корейских республик

В Корее приветствовалось поражение Японии во Второй мировой войне. Но эта радость была не продолжительной. Освобождение не принесло единства и независимости, но привело к идеологической конфронтации и разделению страны.

Военное присутствие США на юге и СССР на севере привело к провалу усилий по выбору независимого корейского правительства.

Генеральная Ассамблея ООН в ноябре 1947 года приняла резолюцию о проведении всеобщих выборов под наблюдением представителей ООН. Однако в связи с тем, что комиссия ООН не была допущена на северную часть полуострова, Генеральная Ассамблея приняла новую резолюцию о проведении выборов только на территории, где возможно присутствие ее наблюдателей.

Первые выборы в Корее были проведены 10 мая 1948 г на территории южнее 38 параллели, и 15 августа было приведено к присяге правительство Республики Корея. На севере полуострова в КНДР к власти пришло правительство Ким Ир-Сена, сторонника сталинских методов управления.

25 июня 1950 г началась война за объединение страны, начало которой РК и КНДР приписывают друг другу. В июле 1953 года было подписано соглашение о перемирии.
Воссоединение с обеих сторон провозглашено "священной целью", однако идеологические различия среди корейского народа и интересы "сверхдержав" укрепляли стену между двумя частями страны.